Перцептивная слепота: что это такое и чем это нам грозит?

Бывает ли такое, что вы не увидели что-либо буквально «у себя под носом», а потом сами не понимали, как можно было не увидеть то, что находится на самом видном месте? И это касается не только предметов физического мира. Намного чаще нам приходится сокрушаться, что мы не увидели шикарные возможности, которые были прямо перед глазами. И, соответственно, не воспользовались ими. Почему так бывает?
В 17 веке представители интеллектуальной элиты не ограничивались изучением какой-либо одной науки, и Марриотт, помимо физики, интересовался математикой и биологией. В частности, он заинтересовался строением глаза человека и тем, что зрительный нерв «входит» в глаз не строго напротив зрачка, а слегка наискосок, ближе к носу. И если направить на эту область изображение предмета, то предмет не будет виден. Так он открыл эффект слепого пятна.
Термин «перцептивная слепота» появился заметно позже, чем термин «слепое пятно», однако практически сразу же стал применяться и для случаев невосприятия физических предметов, и для описания когнитивных искажений. Данный термин в 1992 году ввели в научный оборот ученые Эриен Марк и Ирвин Рок, а в 1998 году «закрепили успех», издав книгу под названием Inattentional Blindness, что можно перевести как «Слепота невнимания» или «Перцептивная слепота». Книга имела большой успех и вскоре была переиздана дополнительным тиражом [ A. Mack, I. Rock, 2000 ].
Исследователи сделали радикальный по меркам 20 столетия вывод о том, что не существует сознательного восприятия визуального мира без внимания к нему, а просто открыть глаза и посмотреть вовсе не тождественно понятию «увидеть». Авторы презентовали повествовательную хронику своих исследований данной проблематики. Читатели имеют поистине уникальную возможность «идти по следу» научных исследований, которые привели ученых к их сенсационным выводам, узнать, как ученые выдвигали и проверяли гипотезы, какие из гипотез нашли подтверждение, а какие были отброшены в ходе проверки и т.д.
Исследователи доказали, что слепота невнимания может возникнуть у любого индивида независимо от наличия или отсутствия у него зрительных или когнитивных расстройств . Это возникает, в частности, из-за ограниченности когнитивных ресурсов для обработки входящей информации. Поэтому на каком-то этапе, когда информации становится слишком много или же человек полностью сосредоточен на одной приоритетной задаче, он теряет способность воспринимать новую информацию и любые новые раздражители, любые изменения в окружающем пространстве.
Следует заметить, что исследование явлений, подходящих под определение эффекта слепого пятна, перцептивной слепоты, слепоты невнимания, начались намного раньше, нежели все эти термины оказались в распоряжении такой науки, как психология. В числе первых стал исследовать данное явление американский психолог Ульрик Густав Найссер (1928-2012). Своими экспериментами, выводами и наблюдениями он поделился в книге «Познание и реальность» [ У. Найссер, 1981 ].
Так, самым известным является эксперимент с подсчетом количества передач баскетбольного мяча во время игры, когда практически все испытуемые смогли назвать точное число передач, но в большинстве своем не увидели массу других интересных вещей происходивших во время игры. Эксперимент ставился и воспроизводился с небольшими вариациями множество раз. В первый раз вдоль баскетбольной площадки прохаживалась девушка с зонтиком, однако занятые просмотром матча и подсчетом пасов молодые люди ее не заметили.
Для тех, кто не заметил или у кого не слишком качественная цветопередача на мониторе компьютера, подскажем, что цвет занавеса начинает постепенно светлеть на 27-й секунде одновременно с появлением в кадре гориллы, и становится полностью золотым на 32-й секунде, когда горилла уходит из кадра. А еще на 28-й секунде из кадра выходит одна из игравших в мяч девушек, и в кадре остается только 5 человек из 6 принимавших участие в игре с самого начала. Эксперимент является наглядной иллюстрацией, как работает феномен «слепота к изменениям» на практике.
Хотя, конечно же, получив нужные указания и присмотревшись к картинке при повторном просмотре, медведя с «лунной походкой» увидели абсолютно все участники эксперимента. Таким образом, можно сделать вывод, что, когда человек сосредоточен на какой-то одной задаче, не суть важно, какой именно раздражитель появляется в поле зрения. Человек на него все равно не реагирует, будь то аниматор в костюме гориллы, стучащий себе конечностями в грудь, или в костюме медведя, изображающий «лунную походку».