«Учеба и труд рядом живут». Когда-то эту народную мудрость вспоминали исключительно в контексте того, что для успешной учебы необходимо трудолюбие. Нынешнее время внесло свои коррективы и дополнения, и теперь мы понимаем, что учеба ради учебы без возможности дальнейшего трудоустройства или самозанятости вряд ли является целесообразным приложением усилий.
Поэтому развитие инноваций в образовании нужно рассматривать в тесной связке с темой трудоустройства. Тем более что в сферу подбора и обучения персонала внедряются все более новые инновации и технологии, многие из которых сходны с теми, что применяются в образовании. Такое взаимопроникновение делает целесообразным обзор инноваций для учебы и трудоустройства в рамках одной темы.
Условно говоря, когда в 1876 году на первой Всемирной электротехнической выставке в Филадельфии презентовали аппарат для передачи и приема звука на расстоянии, получивший название «телефон», – это было изобретение. А появление смартфонов, объединивших в себе возможности компьютера и телефона, – это инновация, потому что и компьютер, и телефон были изобретены раньше.
Собственно слово «innovation», что как раз и переводится практически со всех языков как «инновация», использовалось уже в 19 столетии в контексте понятий «обновление», «изменение». Внедрение термина «инновация» в научный оборот связывают с именем австрийского и американского экономиста Йозефа Шумпетера (1883-1950), который первым начал употреблять его в современном значении [ J. Schumpeter, 1908 ].
Фонд инноваций, он же Фонд содействия инновациям, поддерживает создание наукоемких предприятий в технической сфере [ ФГБУ ФСИ, 2023 ]. Можно найти множество ООО «Инновация» и ООО «Инновации», чья деятельность охватывает сферы от строительства и сантехнических работ до производства нестандартных комплектующих для высокотехнологического оборудования. А Национальный центр инноваций в образовании занимается как раз инновациями в образовании [ НЦИО, 2023 ].
Мы сегодня не будем слишком углубляться в такие аспекты темы, как подрывные инновации и поддерживающие инновации. Желающие могут изучить теорию подрывных инноваций Клейтона Маглби Кристенсена (1952-2020), представленную в его работе The Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail, переведенной на русский язык под названием «Дилемма инноватора: как из-за новых технологий погибают сильные компании» [ К. Кристенсен, 1997 ].
Доступность – онлайн-обучение доступно везде, где есть доступ к Интернету, поэтому образование стало доступно независимо от того, имеется ли нужный вуз, колледж или центр профессионального обучения там, где живет человек. Кроме того, онлайн-обучение сделало доступным образование для инвалидов, которые в силу физических ограничений не могут посещать занятия лично.
Тем не менее, онлайн-обучение все больше используется в образовании и становится все более популярным, т.к. оно позволяет более широкому кругу людей получать образование и развивать свои навыки. А после того, как в пандемию множество компаний было вынужденно организовать удаленную работу своих сотрудников, такой опыт на этапе обучения будет способствовать быстрой адаптации в профессиональной сфере.
К слову, еще в ходе отбора кандидатов многие компании активно применяют интервьюирование на удаленных платформах, особенно для иногородних кандидатов. Это экономит время и деньги на поездки для «живого» интервью, что однозначно хорошо. Однако и к работе на удаленных платформах нужно быть готовыми и лучше такой опыт приобрести заранее, на этапе учебы в школе и вузе.
К слову, сегодня искусственный интеллект все чаще используется работодателями для подбора кандидатов на вакансии, анализа резюме и портфолио соискателей, соответствующих профилю вакансии. Поэтому умение «подстраиваться» под искусственный интеллект скоро станет таким же естественным, каким сегодня является процесс сео-оптимизации сайтов. На самом деле, все поисковые системы построены на принципах искусственного интеллекта и алгоритмах, позволяющих анализировать большие массивы данных, но это уже отдельная тема.